В местах пересечения канализационной сети с реками, оврагами, судоходными и водосточными каналами, железными дорогами, автострадами устраивают дюкеры, эстакады и переходы.
Дюкер состоит из входной (верхней) и выходной (нижней) камер и трубопровода
Средний участок трубопровода укладывают с небольшим уклоном, а боковые наклонные участки (нисходящий и восходящий) — с углом наклона восходящей части дюкерных труб не более 20° к горизонту. Прокладывают не менее двух рабочих линий дюкеров (из стальных труб диаметром не менее 150 мм с усиленной ант икоррозионной изоляцией) и только через овраги и суходолы — одну линию из стальных, чугунных, асбестоцементных и железобетонных труб.
Трасса дюкера должна иметь: 1) направление, перпендикулярное пересечению; 2) минимальные длину и глубину заложения труб; 3) наиболее благоприятные грунтовые условия; 4) неразмываемые в месте пересечения берега и дно реки.
Трассу дюкера на судоходных реках и водоемах согласовывают с управлением судоходства. Подводную часть дюкерных труб укладывают на глубине не менее 0,5 м от дна реки, считая до верха трубы, а в пределах фарватера на судоходных реках — не менее 1 м. Расстояние между дюкерными трубами в свету должно быть не менее 0,7—1,5 м.
Входную камеру дюкера ( 3.31) разделяют бетонной стенкой на две части: мокрую и сухую. В мокрой размещают открытые лотки, в сухой — трубы, задвижки или щитовые затворы, с помощью которых можно выключать любой из трубопроводов дюкера. Размеры камер в плане зависят от числа и диаметра труб. Расстояние между трубами в камере принимают не менее 400 мм, а ширину боковых проходов — не менее 250 мм; для труб диаметром более 500 мм эти расстояния удваивают. Высота камер должна обеспечивать удобство обслуживания и размещения задвижек и затворов и быть не менее 1800 мм, считая от бермы лотка до перекрытия. Открытые лотки набивают по плавным кривым из бетона марки 200 с железнением поверхности. Высота лотков равна диаметру самотечного коллектора.
Камеры оборудуют люками, лестницами или скобами для опускания рабочих, а на коллекторах диаметром более 700 мм и ограждающими решетками. Если размеры люков недостаточны для опускания через них задвижек и снарядов, предназначенных для прочистки труб, то устанавливают дополнительно люки больших размеров или делают съемное перекрытие. Камеры следует выполнять из сборных железобетонных колец и элементов, а в случае сложной конфигурации — из монолитного бетона и как исключение из кирпича.
Выбор раздела ►► Канализация | Выбор раздела ► ► Водоснабжение |
Дополнительно по теме канализация:
Наши дополнительные услуги:
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ
8(495)744-67-74
При водоносных грунтах наружную поверхность камеры покрывают битумом, внутренние бетонные стены торкретируют, а у кирпичных стен швы расшивают цементным раствором. Устраивают аварийный выпуск из верхней камеры дюкера или из ближайшего колодца перед дюкером.
На трубах дюкера большой протяженности, прокладываемых через поймы и долины, рекомендуется устанавливать колодцы с ревизиями, а в пониженной части — выпуски для опорожнения и промывки дюкера на случай ремонта.
Дюкер заканчивается Выходной камерой, где напорные трубы переходят в самотечный коллектор. Здесь же устанавливают шиберы.
Разность отметок уровней воды и лотков подводящих и отводящих коллекторов во входной и выходной камерах определяют расчетом. Она равна сумме всех гидравлических потерь на трение и местные сопротивления в дюкере. Дюкеры должны проверяться на пропуск расчетного расхода при выключении одной трубы с учетом допустимого подпора.
Дюкерные трубы недоступны для осмотра, а потому для обеспечения надежной и бесперебойной работы расчетные скорости течения неосветленной жидкости в них принимают не менее t м/с, а в коллектора перед дюкером — не более скорости в дюкере.
В общесплавных системах канализации дюкеры должны укладываться не менее чем из двух труб, при этом диаметр одной из них предусматривается на пропуск расхода в сухую погоду с необходимыми скоростями.
В Москве освоен способ укладки дюкера одновременно из двух линий в подготовленную траншею в течение одной ночи без перерыва на реке судоходства и без разборки набережных.
Эстакады устраивают при пересечении самотечных коллекторов с оврагами. Эстакада по конструкции более проста, чем дюкер, и может одновременно использоваться как пешеходный мост ( 3.32). Эстакада представляет собой мост на опорах, по которому проложен самотечный трубопровод из длинномерных металлических, железобетонных или асбестоцементных труб в утепленном коробе — футляре.
Эстакады устраивают из сборных железобетонных конструкций на железобетонных опорах или на сваях. Трубы укладывают в коробе на подкладках; их утепляют шлаком, минеральной шерстью, пористым бетоном, пенобетоном.
При укладке коллекторов по эстакадам диаметры труб, наполнение и скорости течения в них принимают такими же, как и у прилегающего участка коллектора. Трубам придают требуемый уклон.
На трубопроводе вместо колодцев устанавливают ревизии для прочистки труб, а перед эстакадой — аварийный выпуск с согласия органов санитарно-эпидемиологической службы. Расстояние между ревизиями принимают 50 м и более аналогично расстановке линейных смотровых колодцев (см. § 35). К выбору трассы эстакады предъявляются такие же требования, как и к выбору трассы дюкеров.
Напорные канализационные трубопроводы при пересечении рек и оврагов иногда подвешивают в утепленных коробах к пролетам существующих мостов.
Переходы под железными и автомобильными дорогами применяют: для дорог, проходящих в глубоких выемках, — дюкерные ( 3.33, а), а в остальных случаях — самотечные ( 3.33, б).
Переходы под железными и автомобильными дорогами I и II класса и магистральными городскими проездами проектируют в металлических или железобетонных футлярах, в непроходных и проходных туннелях. Металлические футляры прокладывают продавливанием при бестраншейной проходке. При пересечениях канализационными линиями электрифицированных железных дорог необходимо защищать металлические трубы от коррозии. Трубопроводы под путями железных дорог и трамвайными путями допускается прокладывать без футляра или без туннеля: безнапорные линии — из напорных чугунных или железобетонных труб, а напорные — из стальных.
При трассировке переходов под автомобильными и железными дорогами необходимо предусматривать пересечение в местах с возможно меньшим числом железнодорожных путей и перпендикулярно им, а также обеспечивать бесперебойное движение транспорта и предохранение дороги от размыва при повреждениях труб.
На напорных трубопроводах под магистральными железными и автомобильными дорогами устанавливают колодцы с отключающими устройствами с обеих сторон перехода, а на самотечных — только с верхней стороны. Расстояние от колодца до крайнего рельса, бордюрного камня или подошвы насыпи принимается не менее 5 м, а до бровки выемки или водоотводных устройств — не менее 3 м.
Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожных путей или покрытия автомобильной дороги до верха трубы, футляра или туннеля следует принимать: при открытом способе производства работ— не менее 1 м; при закрытом способе производства работ путем продавливания или горизонтального бурения — не менее диаметра футляра или туннеля, но не менее 1,5 м; при щитовой проходке — не менее диаметра щита.
Проекты переходов под железными и автомобильными дорогами I и II категории необходимо согласовывать с органами министерств путей сообщения СССР или автомобильного транспорта и шоссейных дорог союзных республик.
Переходы дюкериого типа (см. 3.33, а) под дорогами укладывают с соблюдением тех же условий, что и дюкеры под реками. В переходах предусматривают: повышенные расчетные скорости течения, достаточные диаметр и число труб, надежный материал труб, незначительный наклон восходящего участка, аварийные выпуски и т. д.
Переходы самотечного типа (см. 3.33, б) выполняют из труб того же диаметра, что и подводящий коллектор, с сохранением неизменных скоростей течения и степени наполнения. Канализационные самотечные переходы выполняют из стальных, чугунных и железобетонных труб. Типовые переходы разработаны для трубопроводов диаметром 150— 1000 мм.
Переходы под путями могут иметь следующие конструкции: а) труба без футляра (кожуха); б) труба в массивном стуле — бетонном, железобетонном с усиленным перекрытием (см. 3.33, а); в) труба в футляре-кожухе (см. 3.33, б); г) открытый лоток в галерее или туннеле, устраиваемый открытым способом или способом щитовой проходки.
Трубы в массивном стуле под железнодорожными путями укладывают при мелком заложении и открытом способе производства работ. Переход в виде трубы в футляре прокладывают способом продавливания стальной трубы-футляра в грунте под насыпью с помощью гидравлических домкратов или горизонтальным бурением (см. § 40). Внутренние диаметры футляров и непроходных туннелей при прокладке в них трубопроводов принимают: при открытом способе производства работ — на 200 мм более наружного диаметра трубопроводов; при закрытом способе производства работ в зависимости от длины перехода и диаметра трубопроводов — по указаниям главы СНиП Ш-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве». При укладке в проходных туннелях расстояние от стенки трубы до внутренней поверхности ограждающих конструкций и стенок других, трубопроводов необходимо принимать не менее 200 мм.
Размеры проходного туннеля следует принимать с учетом возможности укладки и ремонта в них трубопроводов.
При неглубоком заложении коллектора работы проводят открытым способом с устройством обходного пути или моста из балок либо из рельсового пакета, уложенного на клетки из шпал.
Пересечение коллекторов с другими подземными сооружениями в плане должно быть перпендикулярным. Расстояние между коллекторами и другими подземными сооружениями, имеющими значительную глубину заложения, должно быть таким, чтобы при производстве работ, а также при ремонте была обеспечена сохранность трубопроводов, расположенных вблизи места раскопки.
При пересечении коллекторов в одном уровне необходимо предусматривать перепад на одном коллекторе ( 3.34). Иногда перестраивают коллектор дождевой канализации, чтобы оставить без перекладки крупный коллектор бытовой канализации. В других случаях перекладывают коллектор бытовой канализации в виде короткого дюкера, а коллектор дождевой канализации оставляют без изменений. Устройство дюкера целесообразно на бытовой канализации, работающей при постоянном притоке сточных вод. Аналогичным образом устраивают пересечение канализационных коллекторов с различными туннелями.
Иногда допускается пересечение водостоком шелыги канализационного коллектора. Круглое сечение коллектора на небольшом участке меняют на полукруглое для уменьшения его высоты в точке пересечения. Коллектор небольшого диаметра при пересечении с крупным водостоком можно заключать в футляр из стальных труб и пропускать через водосток без изменения его направления, а водосток в этом месте уширить.
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ имеет год основания 1999г. Сотрудники компании все с опытом работы, имеют Московскую прописку и славянское происхождение, оплата происходит любым удобным способом, при необходимости предоставляются оборудование и работы в кредит. Автономное отопление и зимнее полноценное водоснабжение.
Наш основной информационный портал (сайт)
Автономное, газовое, водяное, электрическое отопление дома, частное водоснабжение от колодца и скважины.
Строительно монтажная компания ДИЗАЙН ПРЕСТИЖТелефон: +7 (495) 744-67-74Мы работаем ежедневно с 10:00 до 22:00Офис компании расположен рядом с районами: Митино, Тушино, Строгино, Щукино.
Ближайшее метро: Тушинская, Сходненская, Планерная, Волоколамская, Митино.
Рядом расположены шоссе: Волоколамское шоссе, Пятницкое шоссе, Ленинградское шоссе.